Каково это – быть героем жатвы, отвечать за судьбу урожая, укладывать солнце спать? Корреспондент районки на день отложила клавиатуру, прихватив с собой только диктофон, и решила помочь пополнить закрома Родины очередными тоннами зерна. Да-да, сменив на день профессию журналиста на помощника комбайнера.

Работу и самый новый в районе комбайн мне любезно предоставили в ОАО «Мирополье». А наставником назначили лучшего из лучших, первого тысячника в районе – Андрея Сахарова. Претендовать на звание героя жатвы не имею права, а вот рассказать обо всех «фишках» новой техники и о прелестях этой «летней» профессии готова.

Корабли полей

Да-да, комбайнер трудится только во время уборочной – а это 1-2 месяца в год. Жнет, обмолачивает, ссыпает зерно в бункер, а затем в машину. Его железного друга часто сравнивают с кораблем полей. И действительно, наверху есть площадка управления агрегатом, которая очень похожа на капитанский мостик. Обслуживают комбайн  два человека – старший комбайнер и помощник. Кроме зерноуборочных комбайнов, существуют такие, которые убирают кукурузу, картофель, подсолнечник, хлопок, свеклу и даже помидоры. 

От росы и до росы

Трудовой день в хозяйстве начинается с рассветом. Правда, комбайны выходят в поле гораздо позже. Ждут, чтобы зерно просохло, проветрилось, а ножам комбайна было легко резать стебли.

Работать еду в Житьково, где необходимо убрать озимую тритикале. Поле красивое, а как колосится! Смотрел бы и смотрел. Но нет, надо работать. К моему приезду комбайн уже на месте. Кстати, хозяйство взяло его в лизинг только в текущем году. И это один из первых экспериментальных образцов «Палесся» после GS-1918 – комбайн «Палессе» GS-2124.

В Борисовском районе намолочено 48968 тонн зерна (данные на 9 августа). Зерновые и зернобобовые убраны с 15682 га, что составляет 62% от запланированной площади

Новую технику доверили Андрею Сахарову. В прошлом году на «Доне» с 20-летним «стажем» он сумел выбиться в передовики района, убрав 1100 тонн. А еще стал делегатом от Борисовщины областных «Дожинок».

Первый тысячник в районе. Что говорить, если даже в прошлом году на «Доне» с 20-летним стажем он смог выбиться в передовики

– В «Мирополье» я уже 18 лет работаю. А вообще в сельском хозяйстве с детства. Отец был примером для меня. В нашем Толочинском районе первые места брал. Я стал за штурвал впервые, когда еще до педалей не доставал, – смеется Андрей. – С тех пор много времени прошло. Сегодня уже мой сын, восьмиклассник, интересуется такой техникой.

Урок вождения

Перед тем как отправиться в поле, собеседник проверил свою «рабочую лошадку»: осмотрел ножи, смазал узлы, цепи, крепления, заправил бак, потом прошел медосмотр и получил рабочий паспорт. Убрать ему предстоит 92 гектара озимой тритикале. При благоприятной погоде – дня 2 работы. А так как Андрей при дневном плане 77 тонн умуд­ряется убирать 130, это, как говорят в народе, пустяки.

– Хотите поучаствовать в уборочной? – спрашивает комбайнер.

– Еще бы. Разве от такого отказываются?

Андрей Сахаров с гордостью подводит меня к своей рабочей технике. Она действительно поражает формами и габаритами. Внешне похожа на какого-то­
металлического жука из фантастических фильмов. Поднимаюсь в кабину. Посадочных мест – два. Не то, что в его бывшем «Доне». Осматриваюсь. Руль как руль. Правда, о нем комбайнер вспоминает, только когда приходится разворачиваться на краю поля. Две педали – тоже больше для красоты. Разве что притормозить можно. Всем управляет автоматика. Именно поэтому в руках у Андрея джойстик, с помощью которого он вносит кое-какие коррективы. А перед глазами сразу три монитора.

– Отличается ли управление комбайном от легковушки? Да. Здесь все по отдельности включается. Один монитор показывает работу комбайна: скорость, пройденный километраж, загрузку двигателя, зазоры жатки и т.д. Другой демонстрирует разные параметры земледелия: влажность, урожайность и т.д. Самый верхний – видеокамеры бункера. Кроме того, я вижу работу освещения, фар, маячков. Отличная техника. И главное –  отечественная, – делится мой наставник.

– Такую махину развернуть, наверное, сложно?

– Мне так тоже казалось в первый раз. Но на самом деле не сложнее, чем на повороте развернуть легковушку. Так там сколько другого транспорта. А здесь – никого. Сам себе хозяин.

Женщина за рулем

О том, что комбайн завелся, сообщает сигнал. 9-метровая жатка поднимается на нужную высоту, и мы поплыли. Длина поля – 1 км. Туда-назад минут 17. «Корабль поля» плывет легко-легко. Непередаваемый восторг. Особенно когда видишь, как огромная «зубастая» машина захватывает зерно. Снаружи пыльно и душно, а внутри – свежо, работает кондиционер. Из современных наворотов – радио, холодильник, микроволновка. Как говорил персонаж из «Простоквашино», ничего себе техника дошла. Этих фишек, по словам Андрея, более чем достаточно. В его предыдущих комбайнах ничего подобного не было.

Андрей Сахаров уверен, что женщина может управлять комбайном не хуже мужчины

За моей спиной – маленькое окошко. За стеклом – бункер. В него вмещается около 7 тонн обмолоченного зерна в зависимости от культуры и ее влажности. Снова звуковой сигнал. Оказывается, компьютер подсказывает, что бункер полный. Пару минут – и к комбайну пристраивается грузовой автомобиль. Водитель еще издалека увидел мигающие маячки. Комбайн за несколько минут, словно вулкан, «извергает» зерно.

– Ну вот, полтонны намолотили.

– Так быстро? – удивляюсь я.

– С хорошим помощником да с такой техникой время летит незаметно, – подмигивает мне Андрей.

– Но многие же говорят, что женщина за рулем…

– У меня другая точка зрения. Видел много роликов в интернете, где представительницы прекрасного пола справляются на уборочной не хуже мужчин. Работают красиво. Так что все эти стереотипы устаревшие. Не важно, кто за штурвалом, главное, как работают.

Хлеб – это святое

Комбайн ездит туда-сюда по загонке. И так с утра до позднего вечера. Перерывы разве что на обед и ужин. Время и правда проходит незаметно. Ближе к концу рабочего дня спрашиваю:

– В лидеры стремитесь?

– Стремлюсь заработать. Это хорошая возможность иметь хорошие деньги. А при таком стремлении и в лидеры выбиться несложно. У меня трое детей, их нужно к школе подготовить, вкусняшками радовать.

– Сложно работать людям вашей профессии?

– Труд комбайнера напряженный. Беспрерывно приходится следить за состоянием нивы, поверхности поля, действием механизмов. Прислушиваться к шуму мотора, молотилки. Страда – от слова «страдать». Хлеб комбайнера замешан на горьком поту. Но ради хлеба можно и «пострадать». Хлеб – это святое. В этом году решил поработать один. Но надеюсь, в скором времени место рядом со мной займет мой старший сын. Как-никак зарплата во время уборочной составляет 300-400 рублей в день.

Знаю, стоя на палубе такого огромного лайнера, они будут еще увереннее плыть по бесконечному золотому морю налитой солнцем пшеницы или ржи. А сын, как и отец, с первого дня влюбится и в волнующиеся на ветру колоски, и в неуклюжий только с виду комбайн.

Анна МЕРКУШЕВИЧ, фото Юрия АБРОСЬКИНА

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
5