В Борисовском районе 533 ребенка из 285 семей признаны находящимися в социально-опасном положении. С момента постановки в СОП они попадают под пристальный контроль, начиная с учреждений образования и заканчивая правоохранительными органами. Семьи регулярно посещаются, с родителями проводится профилактическая работа, организуются встречи. Одна из них прошла в РУВД в рамках Комплекса дополнительных мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения граждан.  

Получить статус СОП можно по разным основаниям, но самые распространенные из них — это семейное неблагополучие и пьянство одного из родителей.

Зачастую в семьях, где злоупотребляют алкоголем, дело доходит до рукоприкладства. От этого главным образом страдают женщины и дети, но в милицию они не спешат обращаться, боясь последствий.

— Мы приходим в семью, мать с маленьким ребенком на руках вся в синяках, — рассказывает старший участковый инспектор ИДН Борисовского РУВД Дарья Генералова. — Спрашиваем, почему не обращалась в милицию, отвечает, что тогда семью поставят на учет и будут приходить с проверками. А что будет, если в следующий раз муж изобьет ее до смерти, с кем останется ребенок? Об этом нужно думать в первую очередь. Ведь статус СОП — не приговор, а возможность нормализовать ситуацию.

Эти слова вызвали бурную дискуссию у собравшихся на встречу матерей. Именно повторный вызов милиции на нетрезвого мужа стал причиной того, что уже почти год многодетную семью 38-летней Дарьи ежемесячно посещают представители субъектов профилактики.

— Думали через шесть месяцев этот статус с нас снимут, — делится своей историей женщина. — А тут 9-летняя дочка придумала, что папа к ней пристает, рассказала об этом бабушке, а та — в милицию. Пришлось доказывать, что это все неправда. Муж даже детектор лжи проходил. Благо все прояснилось. Теперь надеемся, что в ближайшее время распрощаемся с СОПом.

И даже, если в семье никто не пьет и не дебоширит, дети могут быть признаны, находящимися в социально-опасном положении. Так происходит, если в течение года в отношении семьи будет проведено три специальные социальные расследования. В подобной ситуации оказалась 27-летняя Валерия — мать двух дочерей, одна из которых инвалид 2 группы.

— Я второй раз замужем. Первый муж пил и бил меня, поэтому, вероятно, и дочка больной родилась, — предполагает женщина. — Я с ним развелась, уехала жить к маме. Здесь встретила второго мужа. Он очень хорошо относился ко мне и дочери, поженились, родилась вторая дочь, а потом он запил. И ситуация повторилась…

Из-за мужа-пьяницы и дебошира семья уже стояла на учете. Женщина решила разорвать эти отношения, но на развод не подала, т.к. за второй раз платить дороже, а у нее лишних денег нет. Ушла от мужа в общежитие, но он ее в покое не оставил в надежде вернуть. Звонил в разные инстанции и говорил, что она не следит за детьми. По звонкам проходили расследования, которые показали, что все в порядке. Но после третьего раза поставили СОП.  

— Я не против этого статуса, — говорит Валерия. — Пусть люди приходят, смотрят. У меня везде чистота и порядок, дети накормлены и досмотрены. А к мужу я не вернусь. Мало того, что он на меня постоянно клевещет, так еще и должен по алиментам пять тысяч.

А вот многодетная сорокалетняя Олеся считает, что в СОП ее семью поставили незаслуженно. Педагоги приходили обследовать условия проживания детей в неподходящий момент, после праздников, а у родителей были остаточные явления алкогольного опьянения.

— Вечером мы отметили 8-ое Марта, а на утро остался запах. Я же не виновата, что организм долго переваривает спиртное, — возмущается женщина. — В следующий раз пришли после дня рождения сына. Увидели мужа, спящего в трусах, сделали замечание. Так он же у себя дома, не понимаю, что нельзя? Поставили на учет и сказали не снимут, пока не закодируюсь. Сделала укол в ПНД, теперь спиртное за версту не переношу.

Скандалов в семье нет, холодильник полон, в доме порядок. В обиду ни себя, ни детей Олеся не дает: «У меня не забалуешь, если что, могу и сковородкой огреть».

Встреча получилась живой и познавательной. Инспектор ИДН ответила на вопросы женщин, дала конкретные рекомендации, что делать в той или иной ситуации. Кроме того, перед ними выступили педагог-психолог СПЦ Борисовского района Дина Семенова и клирик Храма Рождества Христова Артемий Щербицкий. Они сделали акцент на проблемах подросткового возраста и духовном воспитании. Ответив на вопросы психологического теста, матери узнали, какие они родители. 

— Наша встреча показала, что многие родители заинтересованы, чтобы их детей сняли с учета в СОП, — подытоживает Дарья Генералова. — И стараются сделать все от них зависящее: кодируются, прекращают семейные конфликты, словом, берут себя в руки. Эта ситуация позволяет посмотреть на свою жизнь с другой стороны и нормализовать ее.  

Инга РОМАНОВСКАЯ, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry