С 1 марта в Беларуси введены в действие обновленный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Они содержат новшества, касающиеся и сферы энергетики. О том, что меняется в административном законодательстве, мы поговорили с начальником группы электротехнической инспекции филиала «Борисовские электрические сети» Сергеем Гайдуком.
– Сергей Владимирович, что нового появилось в сфере вашей деятельности после вступления в силу обновленных КоАП и ПИКоАП?
– На основании нововведений КоАП и ПИКоАП Министерство энергетики Республики Беларусь наделило полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 21.2, 21.6, 24.24, определенных должностных лиц организаций, в ведении которых находятся электрические и тепловые сети. А конкретно – руководителей, их заместителей, главных инженеров, их заместителей, начальников районов электрических сетей, их заместителей по сбыту энергии, начальников служб (отделов) по сбыту энергии, начальников инспекции.
– Расскажите нашим читателям, что это за статьи, по которым предусмотрена административная ответственность, и какое наказание предусмотрено по ним.
– Начнем со статьи 21.2. Нарушение правил охраны электрических сетей влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 25 базовых величин, а на юридическое лицо – до 50 базовых величин.
Если же нарушение правил охраны электрических сетей вызвало повреждение электросетей или перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, причинение иного вреда, штрафы еще выше. От 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 25 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 300 базовых величин.
Нарушение правил использования электрической или тепловой энергии – это статья 21.6.
Самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии, электро- или теплоустановок, в том числе не оснащенных средствами расчетного учета электрической или тепловой энергии, либо вмешательство в работу средств расчетного учета такой энергии, приведшее к искажению данных о фактическом объеме потребления такой энергии, либо нарушение схем их подключения, либо самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения – влекут наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, на ИП – до 25 базовых величин, а на юрлицо – до 50 базовых величин.
Ну и, наконец, статья 24.24. Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной уполномоченным должностным лицом, за исключением действий, предусмотренных статьей 18.27 настоящего Кодекса – влекут наложение штрафа в размере от 6 до 10 базовых величин.
– Какие основания необходимы для начала административного процесса?
– Административный процесс может быть начат только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения.
– Что может послужить поводом для начала административного процесса?
– Во-первых, заявление физического лица. При этом стоит отметить, что заявление физического лица становится поводом для начала административного процесса только тогда, когда оно содержит информацию, указывающую на совершение деяний, подпадающих под признаки какого-либо административного правонарушения. Заявление может быть сделано в устном либо письменном виде. Анонимное заявление не может служить поводом для начала административного процесса.
Во-вторых, сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации. Оно также должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем либо уполномоченным им должностным лицом.
В-третьих, непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
– Каковы сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению?
– Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса. При этом отмечу, что датой начала административного процесса считается дата составления первого процессуального документа, а именно: протокола опроса, постановления о приводе, протокола об административном правонарушении.
Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, заканчивается либо составлением протокола об административном правонарушении, либо вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в статье 9.6 ПИКоАП.
– А можно ли обжаловать действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс?
– Безусловно, действия и решения могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд в установленном порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
– Сергей Владимирович, спасибо за столь подробное разъяснение.
Беседовала Марианна СТРОГАЯ
фото murmansk.kp.ru