«Как такое могло случиться?!» — все не придет в себя борисовчанка Ирина Павловна. Как ее, умудренную жизненным опытом женщину, провели мошенники? Да так искусно, что она практически добровольно отдала им кровно заработанные, собираемые в течение нескольких лет 1600 рублей…

На личную встречу с Ириной Павловной (имя и отчество изменены по этическим соображениям) не напрашиваюсь: пенсионерка боится незнакомцев как огня. Но по телефону все же пообщались. Борисовчанка попросила: «Расскажите мою историю, чтобы других предостеречь. Тяжело это все…»

— На мой сотовый телефон пришло сообщение примерно такого содержания: «Здравствуйте, Ирина. Мы с вами незнакомы. Но я могу вас научить, как оплачивать счета по телефону», — вспоминает женщина. — Предложение показалось мне странным. Телефон отключила. Через некоторое время это же сообщение пришло повторно, только в конце приписка: «Можешь не отвечать, только напиши слово «привет». На призыв опять-таки не повелась — поделилась с детьми. Те предупредили: на такие сообщения ни в коем случае не отвечай, это мошенники!

Через три дня пришла новая эсэмэска — на сей раз со странной картинкой. Это теперь я уже понимаю, что злодеи проделали какую-то работу, может, вирус запустили — не знаю, но на нее я нажала, не подумавши… — вздыхает пенсионерка. — Спустя некоторое время раздается звонок (вероятнее всего, на Вайбер. — Прим. автора). Мужской голос в трубке: «Здравствуйте. Вас беспокоит служба безопасности». «В чем дело?» — спрашиваю. Отвечает: «С вашего банковского счета кто-то пытается снять деньги». Честно признаюсь: сразу сбила с толку фраза «служба безопасности». Мы же в советское время росли, и с детства нам говорили, какая это серьезная структура. Поэтому начала беспокоиться: а вдруг и правда все, что есть на карточке, украдут?

А мужчина продолжает: «Мы хотим заблокировать ваш счет, чтобы предупредить кражу денег. Вы даете согласие?». Как тут не согласиться, ведь деньги вот-вот тю-тю…

Берет трубку женщина. «Не переживайте, — говорит, — мы вам поможем». И тут завертелось: «нажмите туда», потом «нажмите сюда», «слово напишите» (запамятовала, какое) и т.д. — подробная инструкция, только успевай выполнять. Выполняла…

Телефон женщина передает мужчине — для следующего «этапа»: чтобы заблокировать счет, необходим номер паспорта. Тут я давай противиться, спрашиваю: у вас же в банке все мои данные есть, зачем диктовать? И предлагаю: давайте я сейчас в банк сама приду! Но мужчина заявляет: «Нецелесообразно! Передаю трубку начальнику службы безопасности».

Я и тому то же самое повторила. А он мне, культурный такой, обходительный: «Что вы, это нескоро будет: когда же вы в банк доберетесь, ведь наш офис в Минске, а вы живете в Борисове!». И добавляет искренне взволнованным голосом: «Ирина Павловна, мы с вами препираемся, а деньги с вашего счета уже начал кто-то переводить! Еще три минуты — и пропадет все!» И давай что-то без остановки говорить, говорить, говорить… Эх, если бы я тогда все-таки трубку бросила…

Но словно наваждение какое-то со мной случилось — понимаю, что нельзя, но иду за паспортом! Ей-богу, если бы кто мне такое рассказал, возмутилась бы: быть не может! Но тут вот вспоминается, как в то время, когда я была маленькой девочкой, у нас по деревням шайка цыган орудовала. Никого силой не принуждали, но люди сами им драгоценности из дома выносили и отдавали. А потом за голову хватались. Вот так и со мной получилось.

Так вот. Выписываю номер паспорта. А мужчина на том конце провода меня дальше инструктирует: «Хорошо, вы все правильно делаете. Теперь надо данные вашей банковской карты. Сфотографируйте ее с обеих сторон и сюда фото пришлите». Я снова спорить начала, долго отказывалась, но в итоге все равно то, что меня просили, сделала — отправила фотографии карточки. Меня поблагодарили. Потом предупредили, что в течение часа мне позвонит начальник милиции, и попрощались.

Положила я телефон, на часы посмотрела: батюшки, два часа проговорила и не заметила! И тут вспоминаю, что один из моих собеседников предупреждал, что если я что-то там не выполню в течение трех минут(!), то деньги уплывут. А прошло-то целых два часа!

Бросилась искать контакты банка. Позвонила. Мне сразу там сказали: это аферисты были. Побежала в банкомат, хотела деньги снять, но карта оказалась заблокирована. Оттуда в банк пошла. Посмотрели там сотрудники мой счет, а 1600 рублей с него уже снято…

И тут снова зазвонил телефон — это был обещанный мошенниками «звонок из милиции». Сотрудница банка взяла у меня трубку и только начала стыдить звонившего, как тот сразу же отключился. Девушка сравнила номер, по которому звонили повторно, с предыдущим (сохранился в памяти телефона) — он был уже другой: первый — белорусский, а второй — иностранный. Оба при попытке их набрать оказались недействительными…

P.S. Скорее всего, уворованные деньги борисовчанке уже не вернуть. Подобные случаи в последнее время повторяются, увы, часто. Мошенники орудуют умело, причем от лица разных банков. Говорят своим потенциальным жертвам примерно то же, что и моей собеседнице: дескать, звонят из службы безопасности, обеспокоены возможным хищением с банковского счета и просят сообщить личные данные, которые якобы помогут предотвратить потерю денег. На своих аватарках в мессенджерах используют логотипы банков. Разговаривают настойчиво и уверенно, «со знанием дела».

Что делать в таком случае? Положить сразу же трубку — не давайте преступникам возможности втянуть себя в разговор. Терзают сомнения: а вдруг правда? Тогда свяжитесь с банком по телефону. Номер службы поддержки есть и на официальных сайтах банков, и написан на банковских карточках. На звонок потратите несколько минут, зато сохраните деньги.

Светлана ЧЕКАЛОВА

image_pdfimage_print
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry