Детство Михаила Самцова ничем особо не отличалось: как и все деревенские сверстники, он помогал родителям по хозяйству, ходил в школу и старался во всем подражать своим старшим сестре и брату. О том, как парнишка из Зембина пришел в науку и стал доктором физико-математических наук, – в материале корреспондента «А».

Об институте и лаборатории

Михаил Самцов уже давно проживает и работает в столице. Но родной Зембин не забывает. Здесь у него дача – родительский дом. Здесь он пропадает все выходные. Здесь находит вдохновение.

Михаил Петрович Самцов – доктор физико-математических наук, физик-оптик, доцент, заведующий лабораторией спектроскопии НИУ «Институт прикладных физических проблем им. А.Н. Севченко» БГУ. Заслуженный работник БГУ. Член совета БГУ по защите докторских диссертаций по оптике, лазерной физике и оптическим и оптико-электронным приборам и комплексам, а также член совета по защите диссертаций при Институте физики НАН Беларуси.

Мы же встречаемся с ним в Минске, в научной лаборатории института прикладных физических проблем им. А.Н. Севченко БГУ, где проходят рабочие будни Михаила Петровича уже не один десяток лет.

– Чай будете? Отказ не принимается. Зеленый чай придает сил, – бросает он с порога.

Пока Михаил Петрович заваривает горячий напиток в лабораторной колбе, включаю диктофон и слушаю его:

– В начале марта исполнилось 50 лет со дня открытия этого института. Его основал Антон Никифорович Севченко, собрав под одной крышей химиков, синтезирующих вещества, физиков-оптиков-спектроскопистов, которые исследуют эти вещества, и приборостроителей. В институт я пришел в 1978 году. Но это было позже, а сначала…

Вслед за старшим братом

Детство маленького Миши прошло в Зембине. Его мама работала медсестрой, папа 11 лет трудился председателем местного сельсовета. В семье росло трое детей, Михаил был младшим.

– Мы все ходили в деревенскую школу. Тогда в ней училось порядка 800 человек. Занятия проходили в две смены, – говорит герой публикации. – Яркие воспоминания оставил приезд в школу Симонова и Смирнова (автора и сценариста «Брестской крепости»): кому-то из них я повязывал пионерский галстук. А еще визит Надежды Леже, когда она передавала Зембинской школе картины.

Любимым предметом у Михаила Самцова была математика.  Задачки он щелкал как орешки. И не только из своего учебника, но и из книг старших сестры и брата. Те любили «подшутить» таким образом над младшеньким.

– Учиться мне было очень легко. Физику я полюбил, наверное, потому, что этот предмет понятен для  людей, имеющих отношение к крестьянскому труду. А учитывая то, что мне приходилось помогать родителям по хозяйству, на практике я видел применение многих физических законов. При той же рубке дров, – рассказывает собеседник. – Брату, который старше меня на 4 года, физику преподавал Петр Дмитриевич Амбросов, – он заразил своим предметом многих ребят. А вообще, знаете, определенную роль в моей жизни и судьбе сыграл брат. После окончания школы он махнул в Москву – поступать в очень престижный на тот момент физико-технический институт. Но провалил экзамены. Год готовился вместе с ребятами. А я рядом с ними впитывал все как губка. Мне было так интересно. На следующий год брат поступил. А через год я – в заочную физико-математическую школу при этом институте. Опять же по совету брата. Он узнал о школе и дал мне наводку. Три года я получал из Москвы задания, методички, решал задачи и отправлял ответы. В Зембине же учителя физики часто менялись. Повторюсь, учеба давалась легко. Условно, учился между ношением воды и заготовкой  дров. Родители работали. А мне нужно было помогать им.

Путь в науку

После окончания школы Михаил поехал в Москву поступать в тот же институт, где учился брат, однако завалил математику. Учитывая, что этот вуз был ведущим в стране по физике, хотя он и сейчас в числе лучших, вступительные экзамены проходили раньше, чем в других учебных учреждениях. Поэтому он успел подать документы и на физфак в БГУ. И поступил.

Кстати, еще на вступительных экзаменах во время консультаций Михаил познакомился и сдружился с несколькими ребятами. Позже все они оказались в одной группе. И все стали учеными.

Белорусский государственный университет в этом году празднует 100-летие со дня образования. Занятия в Государственной университете начались 30 октября 1921 года.

– Словом, подбор у нас в группе был сильный. А когда рядом люди, которые хотят учиться, и ты стремишься. Учеба в вузе прошла на одном дыхании. С 3-го курса я стал ходить в научную лабораторию и проводить эксперименты. После окончания БГУ остался преподавать. А через два года перешел в научно-исследовательскую лабораторию, которой и руковожу последние 10 лет, – продолжает мой собеседник.

Лаборатория поддерживает тесную связь с кафедрой физфака, т.е. многие студенты, магистранты пишут здесь курсовые и дипломные работы.

О препарате, которым можно лечить онкологию

Более 40 лет Михаил Самцов занимается спектроскопией сложных молекул – наукой о взаимодействии электромагнитного излучения с органическими соединениями.

– В лечении рака есть метод фотодинамической терапии, – объясняет Михаил Петрович. – Это когда определенный препарат вводится внутривенно или в область расположения опухолевых тканей. А после производится облучение патологических тканей светом определенного спектрального состава. При этом путем взаимодействия света с молекулами препарата выделяются активные вещества, убивающие те ткани, куда попадает свет. Мы разработали вещество, которое активируется излучением ближнего инфракрасного диапазона, является низкотоксичным и имеет высокую эффективность повреждения опухолевых тканей. Уже закончена научно-исследовательская часть, и на днях начнем процедуру получения разрешения на клинические испытания. На практике, на подопытных животных, в данном случае грызунах, получено убедительное свидетельство того, что вещество работает. Надеюсь, удастся продвинуть наше исследование в практическую плоскость.

Михаил Самцов подготовил четырех кандидатов наук. В 1999 г. он защитил докторскую диссертацию. В 2008 г. ему присвоено ученое звание доцента. Автор свыше 300 научных работ, среди которых 3 монографии, 4 авторских свидетельства и 11 патентов на изобретения.

Михаил Петрович достает из шкафа флакончик и демонстрирует разработанный препарат. Это порошок зеленого цвета, который растворяется в определенном растворе (изотоническом – физрастворе или 5-процентном растворе глюкозы).

– Замечательное свойство этого препарата в том, что, в отличие от скальпеля, после его применения не должны появляться метастазы, – уточняет ученый. – В принципе, фотодинамическая терапия применяется на практике уже лет 20.  Но достоинство нашего вещества в том, что оно активируется светом, попадающим в область прозрачности биологических тканей. Таким образом, мы можем лечить более крупные по размеру опухолевые узлы, в запущенных состояниях. Кроме того, бывают опухоли окрашенные, та же самая меланома, которые хирургически не лечатся. Разве только на начальной стадии. Наш же препарат будет перспективным именно для лечения этого вида онкологии. Алгоритм действия прост – один раз сделать инъекцию и облучить. Что касается стоимости, то она будет доступной.

О патентах…

Для того чтобы активировать действие препарата от рака, нужно было разработать и соответствующую аппаратуру. И это занимало достаточно длительное время. Все изобретения автора запатентованы.

– Если для хирурга необходимые инструменты – скальпель, зажимы, лампы, то у нас это спектрометр и лазеры с определенными параметрами, которые бы обеспечивали возможность облучения опухолевых тканей, – говорит доктор наук.

О малой родине

Зембин по-прежнему остается родным местом для Михаила Петровича Самцова и его семьи. Каждые выходные он стремится в родительский дом, чтобы потрудиться на свежем воздухе, зайти в восстановленную церковь, полюбоваться здешними пейзажами, пообщаться с местными жителями и просто отдохнуть. Сюда любят приезжать его дочери и внуки. Здесь же построил дачу и старший брат, который, к слову, является кандидатом физико-математических наук.

– Я никогда не стеснялся того, что деревенский.  Возможно, многого и достиг благодаря тому, что с ранних лет был приучен к труду, – признается собеседник. – И я благодарен своим родителям за это. Сегодня, глядя с высоты прожитых лет, считаю, что с детьми нужно заниматься. Рассказывать, объяснять, читать вместе, заставлять думать. И увлекать. Даже таблицу умножения можно выучить играя. А еще не забывайте хвалить детей за успехи. За любую мелочь. И увидите результаты.

Анна МЕРКУШЕВИЧ, фото из архива героя публикации

image_pdfimage_print
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
6