Об итогах исполнения бюджета Борисовского района за 2020 год беседуем с начальником финансового управления Ольгой Ильюшенок.
— Ольга Васильевна, чем отличалось исполнение бюджета 2020 года от предыдущих лет?
— Оно происходило в условиях замедления экономического роста в связи с влиянием пандемических последствий. Снизились поступления доходов бюджета, была сокращена дотация, передаваемая в бюджет района из областного бюджета, а также выросли расходы на финансирование отрасли здравоохранения из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
— Какой урон бюджету региона нанес коронакризис?
— Потери бюджета от применения понижающих коэффициентов к суммам налогов на собственность, арендной платы за земельные участки, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц составили 434,5 тыс. руб. Это была вынужденная мера: чтобы минимизировать влияние мировой эпидемиологической ситуации, связанной с распространением заболеваемости COVID-19, 24 апреля 2020 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь №143 «О поддержке экономики». И для реализации его норм были приняты соответствующие решения местных Советов депутатов.
— Удалось ли в такой сложной ситуации обеспечить ресурсами базовые бюджетные обязательства?
— Да. И сбалансированность бюджета района была обеспечена.
— Сколько всего средств поступило в бюджет Борисовского района за 2020 год?
— С учетом безвозмездных поступлений из областного бюджета — 225 964,1 тыс. руб. Удельный вес собственных доходов составил 82,7%, уровень дотации в доходах бюджета района — 15,4%. Регулирование межбюджетных отношений в течение отчетного периода осуществлялось путем предоставления межбюджетных трансфертов (1,9%).
— За счет чего была сформирована основная доля собственных доходов бюджета района?
— За счет налоговых поступлений — это 91,9%, или 171 656,9 тыс. руб. Всего же налоговых и неналоговых платежей поступило на сумму 186 813,4 тыс. руб.
— Из каких налогов складывается структура доходов бюджета района?
— В ней доминирует подоходный налог, за счет поступлений которого сформирован 51 процент доходной части бюджета района. Налог на добавленную стоимость в структуре доходов занимает 21,9%, другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) — 8,4%, в т.ч. налоги по упрощенной системе налогообложения — 7,2%.
— Бюджет, как известно, — это совокупность доходов и расходов. Смогли ли соблюсти баланс между этими частями?
— Бюджет Борисовского района за 2020 год исполнен с дефицитом в размере 2 423,4 тыс. руб.: расходы составили 228 387,6 тыс. руб. На их финансирование были направлены собственные доходы, дотация, субвенции, межбюджетные трансферты и свободные остатки средств бюджета; из областного бюджета дополнительно передано
2 387,8 тыс. руб. межбюджетными трансфертами. Расходы на реализацию мероприятий 13 государственных программ составили 216 763,8 тыс. руб., или 94,9% всех расходов бюджета района за
год.
— Тем не менее, несмотря на трудности, социальную направленность бюджета все же удалось сохранить.
— Это так. Принимаемые в течение отчетного года меры по оптимизации расходов бюджета позволили обеспечить сбалансированность бюджета, сохранить его социальную направленность. В приоритетном порядке финансировались первоочередные расходы бюджета: заработная плата с учетом начислений, трансферты населению, коммунальные услуги, продукты питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг, оказываемых населению. Их объем составил 198 897,3 тыс. руб., или 87,1% всех расходов бюджета района.
В 2020 году бюджет Борисовского района исполнялся с приоритетным направлением бюджетных средств на выполнение социальных обязательств, обеспечение устойчивой работы бюджетных организаций и учреждений, и в первую очередь организаций здравоохранения.
На финансирование учреждений социальной сферы и мероприятия по социальной защите населения за 2020 год направлено 186 123,2 тыс. руб., или 81,5% всех расходов бюджета. На финансирование учреждений образования израсходовано 90 467,8 тыс. руб. (39,6%), здравоохранения – 77 338,0 тыс. руб. (33,9%), социальной политики – 9 004,1 тыс. руб. (3,9%), культуры – 4 982,8 тыс. руб. (2,2%), физической культуры и спорта – 4 330,5 тыс. руб. (1,9%).
На укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы (приобретение оборудования и проведение ремонтных работ) направлено 2 633,9 тыс. руб.
В целях увеличения доступности и улучшения качества оказания медицинской помощи населению района в учреждениях здравоохранения проводились работы по капитальному и текущему ремонту, приобреталось оборудование. То же можно сказать и об учреждениях образования. Закуплено оборудование для скейт-парка и воркаут-площадки.
Направлялись средства на текущий ремонт учреждений культуры, комплектование фондов библиотек; были приобретены музейные экспонаты.
— Какие средства послужили дополнительным ресурсным источником финансирования расходов социальной сферы?
— Доходы, полученные от осуществления внебюджетной деятельности, и средства целевого назначения. За 2020 год данные поступления сложились в сумме 9 922,7 тыс. руб. Большая доля в этой сумме приходится на учреждения образования — 32,2%, здравоохранения — 30,5% и физической культуры и спорта — 18,8%.
— Как они были использованы?
— 61,8% внебюджетных поступлений учреждения социальной сферы направили на первоочередные расходы: заработную плату с учетом начислений, трансферты населению, коммунальные услуги, продукты питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения; 38,2% — на укрепление материально-технической базы учреждений.
— Проводилась ли работа по оптимизации сети учреждений социальной сферы?
— Да. Для более рационального использования бюджетных средств произведена реорганизация службы скорой медицинской помощи: станция скорой медицинской помощи включена в состав ГУЗ «Минский областной центр скорой медицинской помощи».
Беседовала Светлана ЧЕКАЛОВА, фото Юрия АБРОСЬКИНА