Белорусский институт стратегических исследований провел ряд социсследований, позволивших определить опорные точки в исторической памяти современных поколений. Меня заинтересовал и в то же время расстроил один факт: более чем полторы тысячи опрошенных, вспоминая имена героев Великой Отечественной войны, смогли назвать лишь шестерых: Олега Кошевого, Марата Казея, Веру Хоружую, полководцев Константина Рокоссовского, Василия Соколовского и Ивана Черняховского. Невольно напрашивается вопрос: с чем это связано? Недостаточно говорим об этом? Вроде бы нет – говорим немало. Не убедительны? Возможно. Но все же я больше придерживаюсь мнения, что людям свойственно забывать то, что они сами не прочувствовали. К счастью, нынешнее поколение не горело заживо в избах, не жило в землянках, вырытых в лесной чаще, не погибало от голода…
Все, что знает сегодня молодежь о войне, она знает из учебников. И пока было живо поколение победителей, на историческую правду никто не покушался. Что мы наблюдаем сегодня? Некоторые, пользуясь тем, что уже многих свидетелей страшной войны нет в живых, пытаются подло перекроить историю и переиначить факты – приписать заслуги там, где их в помине не было.
В номере газеты «Мiнская праўда» за 1994 год наткнулась на любопытный материал «Это забыть нельзя», где уроженец деревни Берня Борисовского района, бывший партизан отряда имени Ворошилова бригады имени Щорса Василий Демиш вспоминает годы войны и бчб-символику. Василий Демиш — участник двенадцати боевых операций, был ранен в бою. 17 февраля 1943 года вступил в партизанский отряд, награжден медалью «Партизану Отечественной войны I степени». «Всякий раз, когда иду в свой гараж по улице 50 лет БССР, останавливаюсь у памятника жертвам фашизма. Закрываю глаза и отчетливо вижу бело-красно-белый флаг и такие же полосатые нарукавные повязки у полицаев. Да, именно сюда вывозили фашисты узников борисовской тюрьмы, здесь расстреливали невинных советских людей…» И дальше по тексту читаю, как немцы издевались над нашими людьми: « …Нас перевели в тюрьму. Сразу же начались допросы. В ярко освещенном отсеке развернут бело-красно-белый флаг… На каждый вопрос и мой ответ – удары по голове, по лицу, по спине и по бокам. Кровь, чертики в глазах. Окровавленного, в полусознательном состоянии волокут по коридору и бросают в камеру. И так через день».
Сегодня под бело-красно-белым флагом вышагивают «сторонники перемен». Однако к каким переменам мы можем прийти, если этот бело-красно-белый флаг использовали белорусские коллаборационисты в годы Великой Отечественной войны и те люди, которые сотрудничали с оккупационными нацистскими властями? Скажу больше – в годы Великой Отечественной войны этот флаг использовался в противостоянии с советскими партизанами, которые вели борьбу с оккупантами. Если бы не было той победы, не было бы независимой Республики Беларусь, в которой мы сегодня живем. Знают ли об этом современные подростки, осознают ли они эти исторические факты? Наверное, не все, коль так много молодежи выходило на протестные акции в августе прошлого года…
Хорошо, что сейчас на государственном уровне прорабатывается законопроект о недопустимости героизации нацизма. Это обязательно нужно нашему обществу, но вместе с тем все заинтересованные структуры должны подумать о том, как донести информацию до молодежи.
Я думаю, нам важно уйти от формализма. Не ждать 9 мая, 3 июля или еще какие-то памятные даты. Нужно находить возможность говорить об этом максимально часто, и не обязательно в трагической форме, – можно порассуждать с молодежью, поговорить на том языке, который понятен именно ей. А еще очень важно посещать памятные места – детям с учителями, родителями, бабушками и дедушками. Разговаривать об этом и думать. И помнить о том, что, забывая о прошлом, мы лишаем себя будущего.
Екатерина ВОРОБЬЕВА