…До рассвета еще далеко, а мы уже на разводе в ОГАИ Борисовского РУВД. Задачи поставлены, указания приняты к сведению, маршрут патрулирования согласован. Журналист «А» побывал в рейде с сотрудниками ДПС.
«Ныряем» в тепло милицейской машины, а пока едем к месту патрулирования, интересуюсь у инспектора ДПС Владимира Нехайчика, как он оказался в рядах дорожно-патрульной службы.
— Да все в общем-то просто, — отвечает Владимир Николаевич. — В 1990 году демобилизовался из «крылатой» пехоты и пришел в отдел кадров районного отделения милиции. Спросили: «В ГАИ пойдешь?» Почему нет? Начинал сержантом, сейчас уже капитан.
В предрассветном сумраке замечаем маленькую красную машину с включенной «аварийкой», стоящую на обочине. Разумеется, останавливаемся и идем выяснять причину. За рулем девушка. Оказывается, колесо пробила, а поменять не может. Ну что ж, надеваем перчатки, берем домкрат — и вперед… Часто ли такое бывает? Владимир Николаевич, пожимая плечами, говорит, что случается на дороге всякое, бывает и такое.
В знак благодарности — слова признательности и широкая улыбка радости. А мы едем на место дежурства: коварный поворот, перед которым стоит знак о снижении скорости. Здесь часто попадаются любители быстрой езды. Ни о себе не думают, ни о других…
Мимо проезжают легковушки и грузовики, а вот и первый нарушитель. На радаре отчетливо видно 50 км/ч, хотя здесь разрешено лишь 40. Взмах жезла — и машина останавливается на обочине.
— Прости, командир, домой очень спешу, — горе-водитель виновато смотрит на инспектора.
— Будешь так лихачить, можешь домой и не попасть, — слышит он в ответ. — Документы в порядке, а вот за превышение получите штраф.
Пока переезжаем на другое место, интересуюсь: а когда работать было комфортнее? Задумавшись, мой собеседник с уверенностью говорит, что раньше: может, потому, что молодой был, машин меньше на дороге, да и люди были поприветливее. А сейчас некоторые любят попрепираться, диалог с инспектором на телефон записать. Не жалко вам потраченного на спор времени — снимайте, записывайте на здоровье. Вот только кому от этого польза — вопрос риторический.
По рации поступает сообщение о ДТП. Включаем проблесковые маячки и мчим по городским улицам. Приехали: водитель-нарушитель решил, что успеет переехать четыре полосы на мигающий зеленый, но ускорения не хватило, да плюс перед правым крылом оказался грузовик. Замеры, опрос, составление схемы — на все ушло порядка получаса. К сожалению, ДТП случаются ежедневно. Хорошо, когда без жертв. А то в одни выходные три пешехода попали в больницу…
Об одном из запомнившихся случаев Владимир Нехайчик рассказывает:
— Сельские пацаны, изрядно употребив спиртного, решили посетить дискотеку в соседней деревне. Зачем идти пешком? Угнали трактор с мехдвора. Но далеко уехать не удалось, их задержали. На несколько лет ребятам пришлось про дискотеки забыть.
Несут службу инспекторы посменно, по 8-9 часов. Бывает, и после дежурства приходится работать. Поэтому, если хочешь служить в ГАИ, будь готов к ненормированному рабочему дню. Причем в любую погоду, в любое время года.
Снова вызов. Возмущенный пенсионер, проживающий по пр. Революции, сообщил, что кто-то припарковал машину прямо под его окнами на зеленой зоне. Подъезжаем, разбираемся. Водитель осознает нарушение, поэтому ограничиваемся предупреждением.
— У меня нет задачи выявить и наказать определенное количество правонарушителей, — признается капитан. — Я должен обеспечить безопасность на дороге, пресечь грубые нарушения. В разговоре сразу понимаешь, что вот этого человека можно сильно не наказывать, он все понял и нарушать больше не будет. А другой через день забудет про штраф. Люди разные…
Останавливаем большегруз, проверяем документы: все в порядке, счастливой дороги…
А вот у водителя микроавтобуса просрочен техосмотр. Тут уж сам виноват, хочешь не хочешь, а без штрафа не обойтись.
На вопрос, чем занимается в свободное от службы время, Владимир Николаевич отвечает, что любит рыбачить. А еще он большой поклонник футбола и, конечно, нашей команды БАТЭ. — За тридцать лет службы бывало всякое: и плохое, и хорошее, — говорит он на прощанье. — Самое страшное, когда гибнут люди. Любая машина — гора железа. Ее можно восстановить, а вот человеческая жизнь у каждого одна. Поэтому будьте внимательны на дороге, берегите себя и своих близких.