Она любит путешествовать, пишет музыку и стихи, играет на двух музыкальных инструментах, выращивает цветы и с удовольствием ухаживает за ними… Но все это в свободное от работы время. А в будни – она человек в погонах. Одна из первых появляющихся на месте происшествия с загадочным кейсом. И, кажется, совсем не подходит под образ классического судебного эксперта-криминалиста.

Знакомьтесь, Наталья Горностаева – начальник сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Борисовского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ).

Мы беседуем с Натальей за ее рабочим столом в лаборатории. Да, эксперты-криминалисты не все время находятся на местах происшествий, где исследуют каждый сантиметр, ищут и изымают отпечатки, биологические следы, фиксируют обстановку, чтобы в конечном итоге воссоздать картину произошедшего. В обычные рабочие недежурные дни они трудятся в кабинетах, где проводят ряд экспертиз.

К примеру, Наталья исследует спиртосодержащие жидкости, наркотические средства и психотропные вещества. В Борисовском отделе она пока единственная, кто имеет право проводить подобные действия, причем не только по Борисовскому району, но еще по Крупскому, Березинскому, Смолевичскому и городу Жодино. Как видим, территориальный круг достаточно большой. Рабочий день у нее может начаться рано утром и закончиться только на следующий день.

И если во время дежурств она берет с собой экспертный чемоданчик с лупой, дактилоскопическими порошками, кистями, линейками, номерками для маркировки объектов… То в остальное время работает с мензурками, колбочками и микроскопом.

Офицерскую службу Наталья начала в 2007 году. Сначала в экспертно-криминалистическом отделе при милиции, а с момента создания комитета в 2013 году – в ГКСЭ. После окончания школы поступила в медучилище. И даже успела поработать медсестрой, фельдшером, фельдшером-лаборантом в медучреждениях города. Параллельно получала высшее образование на биофаке БГУ и планировала остаться работать врачом-лаборантом. Но…

– Благодаря супругу, а он милиционер, узнала о том, что в структуре МВД есть экспертно-криминалистический отдел, где могут пригодиться знания по химии и биологии, – вспоминает собеседница. – На тот момент в Борисовском ГОВД как раз была вакансия. Но устроиться туда оказалось не так просто. Нужно было пройти подготовку в Минске, в учебном центре МВД, на казарменном положении, в течение полугода. Тогда у нас уже было двое детей. Младшей дочери – всего полтора года. Но родные меня поддержали, и я поехала учиться. Дети остались с мужем, помогали родители.

Получив необходимые «корочки», звание лейтенанта милиции, пройдя ряд стажировок, Наталья стала экспертом-криминалистом, и ее допустили к проведению судебных экспертиз. Она исследовала наркотики, которые изымались сотрудниками отдела наркоконтроля, а позже получила еще один допуск – на исследование спиртосодержащих жидкостей.

Наблюдаю, как Наталья «расшифровывает» в лаборатории очередную «загадку» по постановлению правоохранителей. Другими словами, исследует наркотические вещества. Перед ней пластинка со специальным сорбентом. На нее она наносит образец исследуемого вещества и образец сравнения, содержащий вещество, которое она изучает. Далее пластинку помещает в камеру с системой растворителей и сравнивает вещества по хроматографической подвижности. Эксперту необходимо определить, находится ли в исследуемом материале вещество, включенное в «Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь». Если да, то делается соответствующее заключение.

– Экспертизы наркотиков имеют такую особенность – в любое время суток могут «выстрелить». Независимо от времени суток сотрудники наркоконтроля меня могут вызвать на работу для проведения экспертизы. Чтобы либо отпустить человека, либо привлечь к уголовной ответственности. Бывает, всю ночь исследуешь вещество, чтобы установить его состав. Десятки раз проводишь тонко-слойную хроматографию. И делаешь это до тех пор, пока не получаешь 100-процентное доказательство. Ответственность очень высокая. От нашего вывода зависит судьба человека, – признается Наталья. – Без экспертизы невозможно создать прочную доказательную базу. Наша работа на первый взгляд как будто не видна. Тем не менее, в большинстве случаев выводы эксперта играют решающую роль в исходе уголовного дела. Работа динамичная, требующая смекалки, незаурядного нестандартного мышления, творчества, внимательности, тщательности и кропотливости. И я ее очень люблю. И что еще немаловажно, у нас очень хороший дружный коллектив.

К слову, последние два года Наталья возглавляет сектор специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела. Под ее началом – четыре государственных судебных эксперта и эксперт-стажер.

– Спрашиваете, что главное в жизни? Не терять чувства юмора. Дорожить человеческими отношениями и тем, что имеешь, – отмечает Наталья. – Я счастливый человек. Есть любимая работа, семья. У меня взрослые дочери, хороший муж. Нам очень нравится путешествовать вместе, причем чаще это познавательный туризм. Любим музыку. Дочери окончили музыкальную школу. Я самоучка. Играю на фортепиано и гитаре. Сочиняю лирическую музыку, пишу к ней стихи. На даче у нас много цветов. И мы с девчонками с удовольствием ухаживаем за ними. Это своего рода отдушина. А еще я очень люблю природу. Пройтись по лесу, подышать свежим воздухом, насыщенным травами, посидеть на берегу реки… Подумать, помечтать, проветрить голову. Вот он, релакс.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
4