О проблемах домашнего насилия в современном мире не принято молчать. Однако в нашей стране говорить на эту тему до сих пор вроде как стыдно: что подумают соседи, родственники, коллеги, в конце концов, школа или детский сад?

Стоит ли жить с тираном? Можно ли его перевоспитать? Или все же нужно искать пути отступления уже после «первого звоночка»? Корреспондент «А» пообщался с женщинами, которые побывали в непростых жизненных ситуациях. По просьбе героинь мы изменили их имена и некоторые детали биографии.

Разбитую чашку не склеить

Марта вышла замуж в 25. На тот момент она уже работала после окончания вуза в одном провинциальном белорусском городе. Ее супруг был старше на пару лет. Программист. С хорошим достатком. Компанейский, весельчак, душа компании. Назовем его Роман. Молодые люди какое-то время встречались, а когда узнали, что ждут ребенка, быстро расписались.

Вроде бы все и ничего… Только вот Роман вместе с коллегами стал частенько по пятницам «отмечать» очередные выходные. А непосредственно в выходные помогать маме, после чего вместе ужинать. И обязательно с горячительным напитком. Семья Романа – переселенцы из чернобыльской зоны. Они считали, что таким образом «выводят радиацию». Марта не вписалась в их семью, потому что «непьющая». Молодая мама постоянно была занята ребенком, мужа стала видеть все реже и реже. А он, приходя домой под градусом, начинал «садиться на коня». То ему казалось, что в доме кто-то был, то суп не в той кастрюле сварен, то белье не так развешено… Бить не бил, но морально унижал. А однажды «вышвырнул» молодую жену на лестничную площадку посреди ночи, босиком, в феврале. Хорошо, что у той в халате был телефон, и она смогла позвонить родителям. Некоторое время Марта с ребенком жила у матери. Муж одумался и пришел просить прощения; она вернулась.

По данным ВОЗ каждая третья женщина, состоящая в отношениях, подвергалась какой-либо форме физического или сексуального насилия со стороны своих мужчин. При этом чаще всего жертва прощает своему партнеру такое поведение.

Однако разбитую чашку склеить, как ни пытались, не удалось. Роман продолжал отвратительно себя вести, а еще и подозревать жену в изменах. Женщина настолько боялась его возвращения домой, что в какой-то момент поняла: если так будет продолжаться, она сойдет с ума. К тому времени у нее уже было нервное истощение, она сидела на антидепрессантах. После очередного «концерта» мужа Марта собрала вещи и ушла. А потом подала на развод.

Но тут горе-муж вдруг вспомнил про то, что он отец. И решил «разделить»… ребенка, всячески уверяя службы, что с ним малышу будет лучше. После многочисленных проверок суд встал на сторону матери и оставил ребенка с ней. Она уехала в другой город. Мужа и след простыл. Через какое-то время жизнь Марты наладилась.

«Папа хороший, а ты злая»

Еще одна история произошла с Анастасией. С будущим мужем она познакомилась в студенческом общежитии. Оба учились на педагогов в столичном вузе. Поженились, еще два года прожили вместе в одной комнате: весело, мирно, за счет родителей. Максим закончил вуз и уехал работать в свой город, Анастасия присоединилась к нему через год. Жили молодые у родителей мужа. Сказать, что те не восприняли невестку, – не сказать ничего. Они унижали Анастасию всячески: деревенская, не вышла внешностью…
Анастасия работала на две ставки, ей, как могла, помогала ее «деревенская» семья. Максим все менял работы: «в школе мало платят», «участковым – вечно вне дома», «надо работать на себя». В конце концов, живя на макаронах и впахивая как Папа Карло, девушка построила квартиру. Максим же все это время занимался собственным бизнесом.

Только вот не складывалось. А его компаньоны, закадычные друзья, набили на общем деле карманы и сбежали, оставив Максима еще и в долгах. Снимать стресс он начал в барах алкоголем. Домой приходил все реже. А если и бывал, избивал жену. Но бил умело, чтобы следов не оставалось. Она же стала как загнанная лошадь, а из-за постоянных зверств со стороны мужа начала срываться на детях. В итоге они сказали ей: «Папа хороший, а ты злая».

Анастасия давно поняла, что надо что-то делать, ведь просто так ничего не изменится. Расстраивать своих родителей не хотела, обращаться в милицию было стыдно: она же педагог. Да что толку – подержат его несколько часов, выпишут административку и отпустят, а он только сильнее разозлится. Казалось, жизнь – тупик. Однажды в электричке она разговорилась со случайной женщиной, и та посоветовала ей сходить к своей сестре, которая работала психологом в отделении социальной адаптации и реабилитации. А уже там ей рассказали о существовании центров помощи женщинам, куда Анастасия все-таки решила обратиться.

Я ему все, а он…

Варвару избивал собственный сын. Казалось бы, единственная кровинушка. Вырастила его одна, лелеяла, отдавала все лучшее. И вот результат. В 66 лет она вынуждена уйти из собственного дома, потому что 36-летний родной сын временами злоупотреблял алкоголем и всю свою агрессию выбрасывал на мать.

В один день Варвара не выдержала и вызвала милицию. Сына забрали, а ей предложили прийти в себя в «кризисной комнате». В ней она пробыла всего неделю. Но за это время пообщалась с психологом, посетила мастер-классы для граждан пенсионного возраста и даже смогла побывать на экскурсии в городской библиотеке. А потом внезапно уехала. Через некоторое время вернулась, чтобы сказать спасибо всем, кто помог ей вернуться к нормальной жизни. И это уже была совершенно другая женщина. Не та, которая выглядела на все 80, завязавшись платочком и пряча от всех глаза. А уверенная в себе, цветущая, в нарядном платье. Семь дней показали ей, что можно жить совершенно другой жизнью, полноценной, интересной. Не жалеть кого-то, а поставить перед выбором. И она это сделала.

Языком цифр

Историй много. И они все разные. Проблема домашнего насилия не теряет своей актуальности. Как рассказал заместитель начальника Борисовского РУВД – начальник милиции общественной безопасности подполковник милиции Павел Змитер, несмотря на все предпринимаемые профилактические меры, с начала года в сфере семейно-бытовых отношений зарегистрировано (без учета превентивных) 2 факта причинения тяжких телесных повреждений, относящихся к категории тяжких преступлений. Возбуждено 36 уголовных дел превентивной направленности: по ст.153 УК Республики Беларусь (Умышленное причинение легкого телесного повреждения) возбуждено 1 уголовное дело, по ст.154 УК Республики Беларусь (истязание) – 29, ст.186 УК Республики Беларусь (угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества) – 6.

Стоит отметить, что уголовным законодательством за угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления, предусмотрено лишение свободы сроком до двух лет.

Что касается административной практики, в январе-августе 2020 года к административной ответственности за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений привлечено 592 гражданина, из них в состоянии алкогольного опьянения – 487.

Кроме того, за тот же период Борисовским РУВД с целью предупреждения совершения преступлений против жизни и здоровья граждан 309 гражданам вынесены официальные предупреждения, 101 гражданин поставлен на профилактический учет, 129 защитных предписаний вынесено в отношении членов семьи и близких родственников домашних агрессоров.

Отдел охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности Борисовского РУВД напоминает жителям региона о функционировании «кризисной комнаты», позволяющей обеспечить временное проживание лиц, пострадавших от домашнего насилия. Услуга временного приюта предоставляется на бесплатной основе. В «кризисной комнате» есть все необходимое для жизни, вплоть до продуктов питания и минимума туалетных принадлежностей.

За прошлый год ею воспользовались 13 человек, в текущем – коррективы внесла эпидемиологическая ситуация. Время проживания в «кризисной комнате» не ограничено. Доставку нуждающихся поможет обеспечить Борисовское РУВД при необходимости и наличии возможности на служебных транспортных средствах. За получением консультации необходимо обратиться в Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района.

Не допускайте насилия в любом его проявлении. Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. По статистике в 95% случаев, если насилие уже совершено, оно повторится снова!

Анна Меркушевич

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry