Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

«Не навреди» — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться.

Для обеспечения безопасности в медицинских учреждениях применяют следующие способы и методы:

— сохранение и улучшение здоровья;

— предупреждение и устранение патогенных факторов, защита расстоянием, экраном и временем, коррекция среды обитания и организма;

— прогнозирование и индикация угроз;

— своевременное оповещение о возникновении угроз. Средства обеспечения безопасности:

— нормативные и методические документы;

— технические средства охраны и защиты;

— медицинские средства профилактики и защиты;

— технические информационные средства.

В рамках обеспечения безопасности пациентов в медицинских учреждениях важно соблюдение следующих требований:

Обеспечение чистоты рук медицинских работниковСоблюдение правил личной гигиены рук, применение одноразовых стерильных перчаток, обработка перчаток антисептиками в большинстве случаев позволяют решить эту проблему.

• Применение в необходимых случаях при лечении больных только стерильных инструментов. При контакте с тканями больного, кровью, слюной, гноем, перевязочными материалами и др. происходит инфицирование инструментов. Широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Важна качественная обработка и стерилизация инструментов, используемых повторно.

Применение санитарно-противоэпидемического режима в медицинских учрежденияхТщательная уборка с применением дезинфицирующих препаратов, регулярное медицинское обследование персонала позволяют решить проблему биологической безопасности больных и персонала.

• Безопасная фармакотерапия и адекватное обезболивание при оперативных вмешательствахСледует помнить, что введение лидо-каина, например, может привести к смерти пациента.

• Врачу-стоматологу необходимо умело общаться с пациентами, так как стоматологические вмешательства выполняются в мощной рефлексогенной зоне и часто вызывают страх у больных.

Предотвращение падения пациентов в лечебном учреждении также актуально в плане безопасности, особенно пожилых людей.

• Эффективное и безопасное взаимодействие персонала медицинских учреждений, тем более в условиях проведения высокотехнологичных операций и манипуляций при участии нескольких человек, бригады. В данных ситуациях проблему представляет искажение при приеме или передаче медицинской информации.

Стремление к исключению врачебных ошибок. Большую роль играет личная профессиональная подготовка врача и организация работы лечебно-профилактического учреждения.

Частными вопросами обеспечения безопасности пациентов могут быть профилактика возгораний в операционных, предупреждение электрических и радиационных поражений и др.

В подразделениях медицинского учреждения у пациентов могут развиться угрожающие их жизни состояния: обморок, коллапс, шок, судороги и комы, явления острой сердечной и легочной недостаточности, различные травмы. В этих случаях возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.

Персонал медицинских учреждений должен знать и эффективно применять на практике весь арсенал необходимых в каждом конкретном случае мероприятий по выведению больного из угрожающего его жизни состояния.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Безопасность пациента – это максимально возможное соответствие исходов лечения ожиданием врача и пациента при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики.

На сегодняшний день здоровье населения является одним из важнейших направлений развития страны на длительный исторический период, а также обеспечения стабильности и благополучия в обществе и национальной безопасности государства в целом. Безопасность рассматривается в качестве социальной ценности. 

                                            В.И. Коновалова,
врач-валеолог Борисовской ЦРБ

image_pdfimage_print
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry