В борисовской художественной галерее «З’ява» открылась выставка 22-летнего автора, которая раздвигает рамки привычного.

Отцы и дети: мысли вслух
Когда старшее поколение начинает сетовать: «Молодежь нынче не та пошла, вот мы в их годы… Были намного серьезнее, более ответственные… и т.д., и т.п.», я всегда готова спорить. При этом вовсе не думаю, что это «мне повезло на хороших». Я их, этих хороших, встречаю каждый день. В автобусе, когда вижу, как девушка уступает место женщине постарше. В магазине, когда парень помогает достать с высокой полки упаковку или банку: начинаешь его благодарить, а он с улыбкой: «Да что вы, это же пустяк». Когда смотрю на молоденькую мамочку, заботливо объясняющую крохе, что мусор надо выбрасывать в урну.

Да, они иногда спорят с нами, более взрослыми. Кто-то из тех, кому за…, негодует: это же надо, молоко на губах не обсохло, а уже учить вздумали! А они отстаивают свою точку зрения. Как умеют. Как мы с вами их научили.

Порой молодые совершают необдуманные поступки. Но я вас умоляю, не говорите, что из вредности! Может, потому, что у них жизненного опыта не хватает? А что, если эти поступки как раз-таки обдуманные, но просто идущие вразрез с нашим восприятием действительности? Отцы и дети — это, кажется, классика…

На выставке с поэтическим названием «Лоскутный дневник» вас не будут разрывать внутренние противоречия. Потому что очень красиво. Очень глубоко. Очень сильно. Вы увидите мир глазами нашей молодой современницы. Или, по крайней мере, попытаетесь это сделать. Даже если не захотите — иначе не получится.

Все лучшее — от Бога и из семьи
Автор — молодая художница по текстилю, борисовчанка Алина Швайбович.

Все представленные работы — своеобразный срез пятилетней студенческой художественной деятельности выпускницы Белорусской государственной академии искусств. Алина трижды стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, активная участница и дипломант республиканских и международных выставок. Героиня одной из теленовелл исторического фильма «Березина-1812», в титрах которого значилась и моя фамилия как автора. Поэтому знаю, что говорю: невероятно талантливая! Харизматичная и красивая. Безусловный трудоголик. Безупречно воспитанная. Все лучшее — от Бога и из семьи. Многодетной, теплой, дружной.

Маму Светлану Швайбович, мастерицу на все руки, актрису, активную участницу движения исторической реконструкции, знают многие — и в Беларуси, и за рубежом. Это ей на открытии своей первой в жизни персональной выставки Алина скажет самые искренние слова благодарности. И одна из любимых работ девушки — «Моя мадонна» — это про маму.

Экспонаты, сотканные из мыслей и переживаний
На выставке нет однотипных работ. Они отличаются материалами, техникой изготовления. Здесь есть ткачество ручное и на станке, аппликации, ручная и машинная вышивка, цифровая печать, войлоковаляние, текстильные скульптуры, инсталляции. И ни одного случайного арт-объекта!

Каждый наполнен переживаниями автора, его успехами, надеждами, ироничными мыслями и разочарованиями. Страницы личного дневника…

Так, аппликация «Мое плато» родилась из ощущения бесперспективности, которое когда-то накрыло молодую художницу.

— Был такой период учебы в Академии, когда просто ничего не получалось. Не шло ни-че-го… — признается Алина. — Усталость, эмоциональное выгорание — можно находить разные объяснения. И это было точно не то состояние, в котором хотелось бы оставаться. Но именно тогда и родилась идея создания новой работы. Как противостояние отчаянию, как вызов себе.

Есть триптих «Гармония. Аффект. Меланхолия» — рассуждение автора о том, что погружение в свои эмоциональные состояния происходит по принципу спирали: зачастую мы переживаем события и мысли, которые по сути своей уже с нами случались. Человек чувствует, анализирует, снова чувствует, опять рассуждает…

«Консервация»

Центральное место экспозиции занимает монументальная работа «Консервация». Когда позже я показывала фотографии своим знакомым, они искренне удивлялись: такая хрупкая девушка и такой масштаб! Но не только в размерах суть. В идее.

— Это мой дипломный проект, который посвящен экологическим проблемам нашего мира, — рассказывает Алина. — Люди, вроде, и предпринимают определенные действия для сохранения природного разнообразия. Но если копнуть глубже, то оказывается: а действий то нет! Говорят о проблемах, обсуждают, возмущаются, жалеют, но реальных шагов за этим не следует —  наблюдают издалека, продолжая бездумно потреблять природные блага. Консервируют проблему. И совсем не хочется, чтобы наступило время, когда природное разнообразие исчезнет, а мы будем довольствоваться вот такими законсервированными крохами…

В проекте использованы самые разные материалы и применено много техник. В основе — ткачество, залитое в эпоксидную смолу. Подсвечивается светодиодной лентой по периметру. Есть вязание латунной проволокой. Основа декорирована в технике фитооттиска — это когда к штукатурке прикладываются настоящие листья, создающие фактуру; процесс очень кропотливый и длительный.

На теоретическую и концептуальную подготовку «Консервации» у художницы ушло полгода — в результате сформировалась основная идея и были разработаны этапы ее воплощения. А потом еще два месяца — на выполнение проекта. Ежедневно и далеко за рамками восьми рабочих часов. Без сторонней помощи не обошлась: как всегда, рядом была мама. Старший друг Олег Шпилев помог справиться с технической частью (электролобзик с электропроводкой — дело все же больше мужское).

— Спасибо им огромное, а также моим отцу и братьям: текстиль, листья, краски, нити у нас дома повсюду, но мои любимые мужчины давно привыкли и не сердятся — напротив, поддерживают, — говорит художница. — Выражаю искреннюю благодарность и своему преподавателю в Академии Христине Высоцкой, с которой я познакомилась на 3-м курсе. Она очень молода, но при этом имеет очень яркое, нестандартное мышление и умеет так организовать учебный процесс, что ты чувствуешь себя не студентом, а коллегой — это сильная мотивация к учебе, познанию мира и себя самого. Христина невероятно меня вдохновляла тем, как, вопреки всему, можно нести свое искусство, свое ремесло людям.

Выставка «Лоскутный дневник» продолжит работу в галерее «З’ява» Борисовской районной библиотеки им. И.Х. Колодеева до конца сентября. Это значит, у нас есть еще время «расконсервировать» свои взгляды…

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора

image_pdfimage_print
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry