Чем вспоминается лето в деревне? Продолжительными каникулами, пыльными дорогами после прохождения стада коров, яблоками в соседском саду, парным молоком… И этим, и многим другим. Какая она сегодня, деревня детства? Пусть даже и соседняя, ведь своя уже стала городской улицей.
Разделенная на неравные половины Плисой, Гора живет своей жизнью. Все так же шумят сады, течет неторопливо река, стрекочут кузнечики…
Шагая теперь уже по асфальтированной Центральной улице, невольно ловишь себя на мысли, что многое изменилось. Причем в лучшую сторону. Не каждый, но через один наверняка смотрит на тебя ухоженный добротный дом с прекрасным газоном, а не подслеповатая хатка. Нет, правда, водяной мельницы, но она уже тогда, в далеких 80-х, была в таком состоянии, что нас оттуда гоняли взрослые: как бы чего не случилось. Интересно, а сохранилась ли плотина возле моста, по которой мы, на зависть городским приезжим мальчишкам, переходили реку по колено в воде? Это был один из главных секретов. Не зная его, можно было окунуться с головой в холодную быструю воду. И колодцев уже особо не видно, ведь почти в каждом дворе — водопровод.
Бросается в глаза желтая нитка газопровода, а ведь когда-то дымились трубы с осени до весны.
Магазин, в который бегали с мелочью в кулаке, увы, закрыт, но вместо него есть два в разных концах деревни.
Сворачиваем на боковую улицу, которая ведет к новой застройке. Да, понимая, что до Борисова всего ничего, еще в 2017 здесь начали активно строить дома. И если в 2018-м в Горе проживали 874 человека, то на начало этого года — уже 1005.
А вот и подарок новоселам! Совсем недавно грунтовая дорога Гора — Струпень — Пересады преобразилась в полноценную трассу. В городе и то не везде такую встретишь. К слову, как сообщили в Гливинском сельсовете, как только закончат с проведением водопровода, по мере возможностей возьмутся и за остальные дороги.
Да что говорить, если раньше автобус доезжал только до ДРСУ-122, то теперь маршрутка ходит почти в конец старой части деревни.
У прекрасного палисадника на улице Цветочной замечаю женщину с добрыми глазами. Знакомимся — Вера Хомич. (К слову, об этом человеке нужно будет рассказать отдельно.) Всю жизнь Вера Григорьевна прожила здесь. Рядом был родительский дом, а когда вышла замуж, не пожелала никуда уезжать. Построили они с мужем добротный дом, посадили прекрасный сад, который со временем превратился в райский уголок, со множеством цветов, кустарников и даже прудом. Ни дня супруги не сидят без дела. Земля не любит ленивых, зато с избытком одаривает тех, кто работает от зари до зари. Вот и участок Хомичей чем-то сродни ботаническому саду.

— Как мы раньше жили? — вздыхает Вера Григорьевна. — Да небогато. Но время шло, менялась жизнь, работали не покладая рук. Сегодняшнюю с той не сравнить. Тут тебе и все удобства, и магазин, и мусор раз в неделю забирают…
На месте начальной школы — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Отец Федор приветливо приглашает на экскурсию. Раньше звенели здесь детские голоса, а теперь пахнет ладаном. Хотя почему звенели? Часто приходят местные жители, да и из соседних районов приезжают люди с детьми…
— Сейчас, конечно, не так многолюдно из-за пандемии, — вздыхает настоятель храма. — А так работает воскресная школа, проводим для ребятишек разные мероприятия. Место здесь хорошее, я бы сказал, благодатное.
С ним соглашается выходящая из храма Наталья Фомич.
— Мне довелось даже учиться в этой школе, потом здесь появился храм, — рассказывает она. — Жить стало, конечно, лучше. Деревня в последнее время начала разрастаться, благоустраиваться. Вода и газ есть, маршрутка ходит, что еще надо? Живем как в городе.
Сложно не согласиться… Есть, конечно, и недовольные, но почему-то сегодня их встретить не довелось. Поэтому, окунувшись в детство, возвращаемся домой.
Евгений АЛПАТОВ,
фото автора и Павла ПАШКЕВИЧА