Александр Турчин провел рабочую встречу с представителями бизнес-сообщества Минской области, на которой обсудили краткосрочные и долгосрочные перспективы развития экономики региона. Руководитель области отметил, что в прошлом году доля малого и среднего бизнеса в ВВП Минщины составила 36%, а в этом году их доля налоговых отчислений — 40%. Поэтому Александр Турчин решил узнать, чем органы власти в данной ситуации могут помочь, сообщает МЛЫН.ВY.

«Местные органы власти должны брать на себя больше ответственности»

— Благосостояние наших граждан и зарплату нужно увеличить. Предлагаемые условия должны быть конкурентоспособными, иначе может появиться проблема с качеством трудовых ресурсов. Но поднимать зарплату без эффективной экономики невозможно, поэтому я хочу узнать, чем мы можем помочь, чтобы достигнуть результата? — поинтересовался Александр Турчин.

Первым делом собравшиеся затронули отрасль грузоперевозок, которая серьезно пострадала от пандемии коронавируса. Учредитель предприятия «Интертрансавто» Андрей Смоляр рассказал, что буквально за неделю закрылись границы с главными транзитными странами — Россией и Польшей:

— Из-за этого сократился грузопоток, поэтому пришлось принимать антикризисные меры: снижать зарплаты и себестоимость техники на 15 процентов. За две недели обзвонили клиентов и получили долгосрочные контракты. Благодаря этому удалось сохранить коллектив в полном составе без сокращений. С 1 июля вернули доходы на прежний уровень. В такой ситуации важно, как будет действовать руководитель.

Однако, по мнению Андрея Смоляра, есть вопросы, которые невозможно решить без помощи властей:

— Если мы говорим о среднем бизнесе, то тут важный вопрос — покупка или долгосрочная аренда производственных помещений. Ни один предприниматель не будет чувствовать себя уверенно, если ему дадут их в пользование на короткий срок. Также важно дать правильную оценку таким объектам. Мы в Дзержинске хотели приобрести территорию из областной собственности: 1,5 гектара земли, где здания в аварийном состоянии и полностью испорченный асфальт. Все это оценили в 500 тысяч долларов. Это завышенная сумма, учитывая, что еще нужно вложить потом 100-200 тысяч долларов. Столкнувшись с подобным, предприниматель может перегореть. Поэтому, думаю, в таких случаях нужно наделять местные власти большими полномочиями, чтобы по определенному вопросу решение мог принимать председатель райисполкома.

— В области уже давно отдали часть полномочий Совету депутатов. Они лучше знают, что происходит на местах. Местное самоуправление для того и существует, чтобы принимать такие решения. Приведу пример из Любанского района. Там отдали предпринимателю недостроенное здание столовой. Он сделал его под кафе, но не выполнил какое-то формальное условие договора: вместо 20 рабочих нанял 18. Депутаты решили продлить ему исполнение, но областной КГК из-за невыполненных условий обязал все вернуть. Я написал письмо Леониду Анфимову, где сказал, что есть решение Совета депутатов, он поддержал его, и человеку оставили объект. Это правильно, так и должно быть, — ответил Александр Турчин.

2X1A6436.jpg

«Не нужно держаться за убыточные предприятия»

Также обсудили вопросы частной и государственной собственности. Председатель облисполкома отметил, что тут важно, чтобы предприятие было прибыльным, а кто собственник — не имеет значения:

— Я считаю, что «Беларуськалий» и БЕЛАЗ должны остаться в собственности государства, так как они работают эффективно и приносят в казну страны немалые деньги. Для каких целей их продавать? Касаемо малых и средних бизнесов, то если они не генерируют доходы и приносят убытки, то с ними нужно спокойно расставаться, чтобы дать им вторую жизнь.

Если говорить о сельскохозяйственных предприятиях, то Александр Турчин предлагает такой алгоритм работы:

— Руководитель — это действующее лицо и без него ничего невозможно сделать. Поэтому первый шаг, на который мы пошли, — давать зарплату руководителю по коэффициенту соотношения средней зарплаты на предприятии. Чем выше зарплата, тем выше будет этот коэффициент. Если средняя зарплата выше 1 200 рублей, то он может применять коэффициент 6. Затем выстроить систему бонусов: например, получать от прибыли 5-10 процентов. А следующий этап — участие в акционерном капитале, где можно выделить 25 процентов акции. Тогда человек будет заинтересован в результате.

2X1A6544.jpg

Сделать кредиты доступнее

Еще один важный момент, о котором поговорили на встрече, — высокие процентные ставки по кредитам. Эту тему затронул директор «Завода металлоконструкций “Эталон”» Сергей Кот:

— Повышение зарплат невозможно без более ускоренного повышения производительности труда. А ее, в свою очередь, невозможно поднять без современных технологий и оборудования, которое используют во всей Европе. Но закупить мы их не можем из-за высоких процентных ставок по кредитам. В белорусских рублях под 14 процентов покупать оборудование, в иностранной валюте до 5-6 процентов. Это оборудование будет сложно отбить. Еще один вопрос — площади. Банки не дают кредиты под новое строительство, обязательно нужен залог. В малом бизнесе найти залог в 1-2 миллионов долларов нереально. Почему банкам не взять на себя ответственность и не давать кредит в залог существующих строений. Система сложная, но зачем тогда нужны банки? Почему бы не дать деньги на строительство площадей под 0,5-1%, чтобы оно было окупаемо? И закупать оборудование. Тогда можно говорить о повышении труда и зарплат, которые связаны напрямую.

— Согласен, но тут две составляющие. Для покупки импортного оборудования, безусловно, нужно применять валютные кредиты. Привлекать рубль, чтобы конвертировать его потом на бирже, от этого будут не слишком хорошие последствия. В стройке уже составляющий белорусский рубль. И что касается этого вопроса, именно кредитования под строительство помещения, я в ближайшее время с премьер-министром или Президентом обсужу этот вопрос, чтобы были инвестиционные кредиты. А по оборудованию нужно работать и с поставщиками, так как они заинтересованы продать и готовы двигаться в цене, — отвечает Александр Турчин.

2X1A6690.jpg

Импортозамещение должно быть честным

Генеральный директор предприятия «Нива», которое занимается производством машин и оборудования специального назначения, Александр Романович поднял следующую проблему:

— Касаемо нашего бизнеса, на нашем внутреннем рынке обострилась конкуренция. Наши основные конкуренты — Украина, Польша, Россия. У нас затратная часть выше: энергетика, уровень оплаты труда, налоги. Поэтому хочу поговорить об импортозамещении. Я не прошу преференций к белорусском продукту. Хочу, чтобы наши предприятия были заинтересованы покупать белорусское. Мое предложение: есть инвестиционные вычеты — за зарубежную давать 20 процентов, а за белорусскую — 40 процентов. Чтобы при равной цене были заинтересованы покупать наше.

— Импортозамещение — это тонкий вопрос. Считаю, у нас есть гарантированный спрос на транспорт. Например, парк школьных автобусов нужно менять постоянно. Есть специальные программы по закупке их за средства бюджета. Для Минской области закупаем порядка 100 автобусов. И при этом стоимость автобусов МАЗ и ПАЗ отличается на 50 процентов. В этом плане понятно импортозамещение, которое нужное поддерживать. Внутренний спрос повышает потребление, благодаря чему человек зарабатывает больше и больше тратит. Как следствие — растет экономика. И мы видим это на примере районов, где растет средняя зарплата, а следом за ней развивается торговля и сфера услуг. За счет добавленной стоимости можно повышать этот уровень, даже опережая немного производительность труда. Ресурсы для этого сегодня немаленькие. Нужно подтягивать отстающие регионы, — уверен руководитель области.

2X1A6554.jpg

«Госсказ должен быть только на продовольственные зерновые»

Директор «Агрокомбината Колос» Александр Скрипко решил обсудить особенности частно-государственного партнерства:

— Ежегодно сталкиваемся с одной и той же ситуацией. У предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции мы постоянно закупаем порядка 10 тысяч тонн зерна для производства комбикормов. И постоянно руководители регионов стучатся в марте-апреле с просьбами помочь ресурсами, получением авансов, чтобы потом рассчитаться зерном. Мы с пониманием относимся к тому, что зерно быстро заканчивается и образуются долги, которые переходят из года в год. Но сталкиваемся с ситуацией: в марте формируем бюджет на закупки зерновых культур, а в июне-июле райисполкомы формируют рекомендованные цены, которые диктуются ситуацией на рынке. Получается, даем под одно, а получаем другое. Такие элементы регулирования отнимают желание работать. Мы не хотим никого обманывать. По другим вопросам обговариваем цены на полгода вперед, и все в порядке.

— Соглашусь, что в этом плане партнерство властей и бизнеса происходит непонятно. Мы хотим сделать сельское хозяйство бизнесом, но во многом оно у нас не успешно. Почему? Весной хозяйство закупают средства защиты и детали двумя способами: либо за деньги, либо частью урожая. Так вот, за деньги получается в два раза дешевле, и это в лучшем случае. Потому что зерно ты отдаешь в конце года по заниженной цене, а весной договариваешься на покупку необходимой по завышенной стоимости. В итоге все участники, кроме сельхозпредприятия, находятся в выгодных условиях. Считаю, что все должно происходить в условиях рынка. Госзаказ должно быть только на продовольственное зерно, чтобы выпечь людям хлеб. Остальное все нужно реализовывать по договорным отношениям, — отметил Александр Турчин.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry