Если вы купили товар, а спустя время поняли, что он вам не нужен, обратитесь по месту его покупки. Чаще всего торговые объекты идут навстречу потребителю, принимают проданное обратно без лишних вопросов и возвращают деньги. В данном случае речь идет о непродовольственных товарах, за исключением тех, которые имеют надлежащее качество, но не подлежат обмену и возврату согласно перечню, утвержденному Правительством Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей», потребитель имеет право вернуть товар надлежащего качества в течение четырнадцати дней с момента передачи ему товара. Продавец может установить и более длительный срок для возврата.
Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если:

  • он не был в употреблении;
  • сохранены его потребительские свойства;
  • имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить его в потребительской упаковке, если он был в ней продан.
Что касается пищевых продуктов надлежащего качества, то они обмену и возврату не подлежат.
Требования вышеуказанной статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.
Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей», в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • замены недоброкачественного товара другим — надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения его покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов по устранению недостатков.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют их устранить (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены его товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления вышеуказанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денег. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества (вправе — без потребительской упаковки).

В целях защиты своих прав потребители могут обратиться в уполномоченные государственные органы и общественные объединения потребителей (например, в общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей»), а также в суд.

Александр ВОЛКОВ, юрисконсульт редакции, магистр юридических наук

image_pdfimage_print
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry