Из-за сложившейся ситуации с COVID-19 и для противодействия его распространению в Беларуси была введена такая мера, как самоизоляция. Она касается тех людей, которым медицинские работники вынесли соответствующее требование. Среди них, в частности, лица, имеющие инфекцию COVID-19. Обязанность контролировать, как соблюдаются ограничения, возложена на органы внутренних дел.

Корреспонденты «А» побеседовали с правоохранителями и выехали с ними в рейд, чтобы узнать, как проходят проверки и добросовестно ли борисовчане соблюдают режим самоизоляции.

— Списки граждан, которые обязаны соблюдать режим самоизоляции, нам ежедневно предоставляет Борисовский зональный центр гигиены и эпидемиологии, — рассказывает начальник ООПП Борисовского РУВД майор милиции Антон Коваль. — Каждый из них уже имеет на руках требование о соблюдении правил поведения во время самоизоляции (его форма закреплена в постановлении №208 Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 г. «О введении ограничительного мероприятия»).

На этапе составления этого требования у гражданина уточняется: где именно он будет находиться во время самоизоляции? Некоторые борисовчане, узнав о своей болезни, снимают отдельное от родственников жилье, чтобы не подвергнуть тех риску заражения. Другие на время изоляции выезжают на дачи, в дома в деревне. И тогда именно эти адреса необходимо назвать медицинским работникам, когда те составляют требования о соблюдении правил поведения во время самоизоляции. После их получения менять место своего нахождения уже нельзя.

Граждане, находящиеся в самоизоляции, не имеют права покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев крайней необходимости. К таким относится посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров и вынос бытовых отходов — также в ближайшее место их сбора. При этом при выходе из жилого помещения они обязаны надевать маску и не допускать контактов с другими людьми.

Доверяйте, но проверяйте

— Бывают, конечно, нестандартные ситуации, — делится Антон Васильевич. — Мы с такими тоже сталкиваемся. Например, у одного борисовчанина, находившегося в самоизоляции, умер близкий родственник, живший в другом городе. Проститься с ним подопечный все же смог: существует определенный алгоритм действий в подобных случаях, разработанный как для различных служб, так и для самого «самоизолировавшегося» и обязательный для выполнения.

Как выясняется в ходе нашей беседы с начальником ООПП, понятие «крайняя необходимость» борисовчане иногда трактуют по-своему. Так, один, устав от «заточения», отправился с собакой гулять в лес. Второй мужчина поехал с дачи, где обязан был находиться, в Минск, чтобы …купить себе электрорубанок. Как потом пояснял, ему было тяжело сидеть дома без работы.

— Бывает, что на момент проверки (а их проводят без предупреждения) человека дома не оказывается, — рассказывает начальник ООПП. — Звоним, уточняем, где он. Если говорит, что, к примеру, в магазине, то отправляемся туда — удостовериться. Встретились по дороге — идет в маске. Но все равно уточняем: а в магазине тоже был в маске? А затем смотрим в магазинах видеозаписи с камер наблюдения: так ли это на самом деле.
Работникам магазинов и аптек, которые располагаются в непосредственной близости от места проживания проверяемого, сотрудники милиции раздают фотографии человека, обязанного выполнять определенные требования, — на случай, если он придет к ним без маски.

По состоянию на 25 мая 2020 года сотрудниками Борисовского РУВД составлено 18 протоколов об административных правонарушениях по ст. 23.4. КоАП Республики Беларусь «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий». Большая часть нарушений — из-за выхода из помещения без маски и самовольного выезда за пределы Борисова. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин.

Последнему из попавшихся нарушителей — 17: пошёл в аптеку без маски и перчаток. Несмотря на юность, отвечать ему все равно придется, так как он достиг возраста привлечения к административной ответственности.

Правила безопасности – для всех

Для осуществления контроля за людьми, находящимися в самоизоляции, в РУВД формируются специальные группы. В них входят участковые инспектора милиции, сотрудники патрульно-постовой службы, Госавтоинспекции; в отдельных случаях приглашаются медработники. А сегодня — и журналисты.

Для каждой группы составляется план-задание. В нем отражаются необходимые для контроля данные проверяемых лиц (ФИО, адреса, номера домашнего и мобильного телефонов).
Прежде чем отправиться в путь, мы, как и сотрудники милиции, про-шли проверку тепловизором, обработали руки, надели маски и перчатки.

— Члены рейдовых мобильных групп всегда экипированы по всем правилам, — говорит заместитель командира роты патрульно-постовой службы милиции капитан милиции Владимир Урбанович: сегодня в рейде он главный. — В отдельных случаях пользуемся специальными очками, респираторами.

— Если нам предстоит войти в квартиру, где находится больной с подтвержденным СOVID-19, обязательно наденем противочумный костюм, — дополняет его напарник милиционер 2-го взвода роты ППСМ сержант милиции Константин Щуцкий. — А еще мы «вооружены» видеорегистраторами.

От посещения до видеозвонка

В плане-задании, выданном группе на сегодня, — 15 адресов.
— В день каждого человека мы проверяют не менее двух раз, — объясняет Владимир Анатольевич. — Один из них — обязательный визит по месту жительства (пребывания). А еще используем и другие методы работы. Например, обзваниваем проверяемых по стационарному (домашнему) телефону. Кроме того, есть возможность отследить, где человек в настоящее время, по местонахождению его мобильного телефона.

В помощь милиционерам — мессенджеры, в частности, Вайбер и Вотсап: общение ведется посредством видеозвонков. Это весьма актуально, если проверяемый — лежачий, например, после перенесенного инсульта, а уход за ним осуществляют родственники. В таких случаях сотрудник может не входить в квартиру, не беспокоить больного: ему достаточно увидеть картинку на экране в режиме онлайн.

Подъезжаем к многоэтажке. Капитан милиции звонит на мобильный телефон женщине, находящейся в самоизоляции, и просит выглянуть в окно. Этаж, на котором расположена квартира, второй. В окне появляется фигурка и машет нам рукой. Все в порядке.

Пока переезжаем к другому адресу, В.А. Урбанович рассказывает:
— Если человек, подлежащий проверке, проживает вместе с детьми, то просим его подвести к окну и их, чтобы удостовериться: они тоже дома. Дело в том, что в отношении детей требования о соблюдении правил поведения во время самоизоляции не выносятся — за них отвечают взрослые. И иногда случается, что мама, сжалившись над своим чадом, отпускает его поиграть на улицу. Но при этом не задумывается, что даже внешне здоровый ребенок может быть переносчиком инфекции! Вот и получается: пошел мальчик гулять на улицу и передал вирус другу, а тот принес его домой, где до сих пор все были здоровы…

Во время посещения следующего адреса сотрудники милиции звонят в домофон. В нужной им квартире живет мужчина, голос которого они хорошо знают. Здороваются, представляются, интересуются, как он себя чувствует, нет ли каких-либо жалоб. И здесь все нормально.
Третий адрес. Поднимаемся на 9-й этаж. В дверях своей квартиры стражей порядка уже ждет хозяйка. Ей сообщают: сегодня — последний день ее самоизоляции. Радости женщины нет предела…

— Хочется сказать добрые слова нашим борисовчанам, — говорит начальник ООПП Борисовского РУВД майор милиции Антон Коваль. — Практически все из находящихся в самоизоляции совершенно адекватно относятся к нашим проверкам и добросовестно выполняют требования. А это значит, они заботятся не только о себе.

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото Павла ПАШКЕВИЧА

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry