be en ru
Какой интересный педагогический проект реализуется на Борисовщине?
25 апреля 2024
Общество, Молодежь

Какой интересный педагогический проект реализуется на Борисовщине?

Историческая память важна для любого народа, если он хочет сохранить себя и иметь будущее. Историческая память – это то, что заложено в нас с генетическим кодом наших предков.

Каждый уважающий себя человек обязан знать историю своего города, того места, где он родился или, где прошла большая часть его жизни. Без знания прошлого невозможно успешное будущее.

Историко-культурное наследие нашей страны является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Его изучение и сохранение - важнейший источник творческих сил народа, эффективное средство национального развития, а также создание полноценных условий для воспитания подрастающего поколения.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, уважения к традициям и историческому наследию своего народа, любви к родной земле.

Приоритетной задачей Цента творчества детей и молодежи Борисовского района в современных условиях становится воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина, который связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, уважает и знает народные традиции своих предков.

IMG_20240305_101426_088.jpg

Исходя из поставленных задач, с 2022 года в учреждении реализуется областной педагогический проект «Формирование у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма путем интегрированного подхода к изучению культурно-исторического наследия Борисовщины».

Борисовщина имеет богатое историко-культурное наследие. Всего на территории нашего региона насчитывается 44 его объекта. Это 9 памятников архитектуры, 10 памятников истории, 24 памятника археологии и 1 обряд.

Внимание сосредоточилось на малоизвестном архитектурном сооружении. Борисовский замок-крепость, который имел большое значение для города как оборонительное сооружение на протяжении 7 столетий, ныне находится в состоянии руин. Нет ни историко-архитектурного комплекса, ни тематического музея, посвященного эпохе Средневековья на Борисовщине, ни даже более или менее достоверного масштабного макета замка. Тема Борисовского замка-крепости является на сегодняшний день не исследованной страницей истории нашего города.

редневековье_23_12.jpg

Проект воссоздания образа Борисовского замка, а вместе с ним – жизни людей в условиях средневековой крепости призван создать у участников представления об эпохе Средневековья в наших землях.

Средневековье оставило нам в наследство своеобразную культуру, воспевшую духовные ценности. Долг, честь, верность, уважение к даме, почитание… Эти и другие непреходящие понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно.

Изучение истории рыцарства, культуры и литературы, быта людей средних веков способствует изучению культуры родного края, формированию положительных качеств личности подростка. К тому же это отличный способ отвлечь ребят от Интернета и дать возможность живого общения.

IMG_2626.JPG

Для полного и всестороннего изучения Борисовского края в эпоху Средневековья, в реализацию проекта были включены творческие объединения различных направлений деятельности: «Золотая соломка», «Горн», «Юные портняжки», народная студия «Натхненне» (декоративно-прикладное творчество), «Тюбик», «Светлячки», «Мир красок» (изобразительное искусство), студия эстрадного танца «Форс», образцовый ансамбль танца «Оникс» (хореографическое искусство), «Октава», «Фантазия» (театральное и литературное творчество), образцовая студия моды и дизайна «Леди совершенство», объединение по использованию информационных и компьютерных технологий «IT – LAND», а также клуб исторической реконструкции «Боевое наследие».

Для качественной поисковой и исследовательской деятельности в объединениях по интересам были разработаны 8 творческих подпроектов: подпроект «Легенды Борисовского замка», подпроект «Исследование тенденций средневековых причесок: характерные черты женских и мужских укладок», подпроект «Особенности развития танцевального искусства в период средневековья», подпроект «Изучение особенности зрелищных мероприятий в театральном жанре, культура слова в период средневековья», подпроект «Изучение быта и народных ремесел белорусов эпохи Средневековья посредством приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству», подпроект «Изучение культуры Беларуси эпохи Средневековья посредством приобщения учащихся к изобразительному искусству», подпроект «Средневековье на Борисовщине глазами из IT-LAND», подпроект «Военно-патриотическая реконструкция как интерактивная форма изучения истории Средневековья».

IMG_20240203_133607.jpg

Процесс исследования, познания и творчества в рамках проектной деятельности увлекателен, как для педагогов, так и для учащихся. Исходя из этого, творческие объединения эффективно приняли участие в запланированных мероприятиях проекта, направленных на возрождение интереса к историко-культурному наследию родного края.

За период реализации проекта были организованы и проведены разнообразные тематические мероприятия.

С особым успехом состоялись музыкально-игровые подготовительные программы «Средневековый Борисов», которые охватили 375 учащихся, увлеченных тематикой проекта.

IMG_5818.JPG

Ребята посетили концертную программу «Музыка Средневековья», где узнали, на чем играли и какие произведения странствующие музыканты той эпохи, а также смогли разучить несложные элементы кругового танца «Бранль», а во время игровой программы «Поединок» учащиеся смогли поиграть в средневековые игры с элементами театрализации. 

Посетив интерактивную экскурсию в рыцарский клуб исторической реконструкции «Боевое наследие» участники проекта познакомились с жизнью и бытом рыцарей 12-16 веков, с их оружием и доспехами, а также с правилами боевых действий. Особый интерес и восторг вызвала фотоссесия, на которой, учащиеся примерили доспехи, и смогли подержать в руках средневековое оружие. Это было интересное путешествие в прошлое, которое смогло познакомить учащихся с эпохой средневековья, увлечь ее атмосферой, сформировать интерес к жизни предков.

Юными исследователями был изучен достаточный список литературных и интернет источников по тематике педагогического проекта.

В рамках проекта активно развивалось и социальное сотрудничество с культурными учреждениями, которые смогли посетить наши участники проекта: Борисовская центральная районная библиотека имени И.Х.Колодеева, Борисовский объединенный музей, Национальный художественный музей Республики Беларусь.

IMG_2574.JPG

Также учащиеся совершили виртуальные экскурсии в «Государственный исторический музей. Древнерусское государство», «Музей кожевенного ремесла», виртуальный музеи различных тематик по всей Беларуси: Археологический музей «Берестье», «Беларускi традыцыйны строй», «Старинные инструменты».

В рамках исследовательской деятельности в объединениях по интересам состоялось множество увлекательных мероприятия в историческое прошлое, таких как: инфоурок «История Борисовщины», творческое занятие «О чем думали и мечтали…», серия занятий «Апсайклинг» (практика переработки вещей), цикл обучающих мастер-классов «Ностепинне» (инструмент для волоконного искусства), серия занятий «Белорусские кросна. Заправка стана», воркшоп «Традиции прядения», интенсив «Текстиль с нуля», занятие «Творческие размышления», серия занятий «Полоцкие фрески», урок-путешествие «Белорусская деревня», квест «В поисках героя», творческая мастерская «Соломенный паук»; викторины «Что я знаю о Средневековье?» и «Загадочное Средневековье»; виртуальные экскурсии: «Музеи Беларуси» и «Государственный исторический музей. Древнерусское государство»; разработка и проведение дидактических игр «Средневековый алфавит» и «Народные промыслы»; создание и демонстрация презентаций «Характерные черты традиционного костюма эпохи Средневековья», «Иллюстрированные рукописи Средневековья», мастер-класса «Обрядовые пляски-игры в XIV-XVI веках», мастер-класс «Средневековая кружка», фэст-прэзентацыя «От Несвижа до Грюнвальда», праздник-ярмарка «Средневековый Борисов», участие в международных фестивалях исторической реконструкции «Свята Сонца», «Наш Грюнвальд», «Менск Старажытны» и многие другие.

Для распространения эффективного опыта и изученного материала исследовательской деятельности на официальном сайте Центра творчества создана медиатека «Неизвестные страницы прошлого», которая включает разделы: «Хроника архивной папки», «Информационные карты подпроектов», «Презентационный материал», «Панорама открытых занятий», «Фотогалерея», «Видеоматериалы», культурно-исторический фест «Легенды Борисовского замка», «Внутренние продукты проектной деятельности».

IMG_20240210_140138.jpg

В информационном пространстве медиатеки представлены материалы для индивидуального и массового использования как педагогами в своей деятельности, так и учащимися, а также всех заинтересованных темой средних веков.

Творческими коллективами учреждения, которые приняли участие в реализации проекта, созданы проектные продукты: закладки для юных рыцарей и принцесс, средневековая азбука, плакат «Полоцкие фрески», альбом с описаниями девяти ремесел и их иллюстрациями «Ремесленники Средневековья”, лэпбук «Быт и культура средневековой Беларуси», настольная игра «История забытого замка», видео мастер-класс по созданию интерактивной открытки «История князя Бориса», видео мастер-класс по созданию глиняной кружки, видео мастер-класс по изучению движений средневекового танца «Маразуля», литературные произведения учащихся «Легенды Борисовского замка», цикл раскрасок для учащихся «Белорусский костюм XII-XVвв.», «Средневековая посуда» и «Средневековые украшения», мультимедийные и видео презентации по тематике подпроектов.

Также в пространстве медиатеки можно посетить виртуальные экскурсии по замкам Беларуси средних веков.

экскурсия в клуб боевое наследие.jpg

Итогом общего проектного труда станет проведение массового культурно-исторического феста «Легенды Борисовского замка», где участники и гости фестиваля смогут насладиться атмосферой средневековой ярмарки, старинной музыкой, песнями и танцами, турниром рыцарских клубов, играми той эпохи.

Процесс познания, исследования и творчества в рамках проектной деятельности увлекателен. Участники приобретают новые знания, умения и навыки, опыт в проведении исследовательской работы. Дети учатся работать в коллективе, находить решение в разных ситуациях, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения.

Наталья Буяновская, заместитель директора по учебно-методической работе , руководитель педагогического проекта

Короткая ссылка на новость: https://edinstvo.by/~a77XR

Архив сайта

Перейти